Организация пространства и оборудования

Ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) для полноценного развития важно осваивать разные миры: дом, улица, место учебы, дома друзей, общественные места – транспорт, магазин, театр и т.п.

Давайте поговорим о том, как организовать пространство, в котором живет такой ребенок.

У ребенка с тяжелыми нарушениями мало источников информации и возможностей исследовать мир. Поэтому, думая о бытовых условиях его жизни, мы должны стараться сделать мир вокруг ребенка как можно более понятным и в тоже время интересным. Областью исследования для такого ребенка может быть собственная комната или коробка с игрушками. Ему важно узнать назначение шкафа или стиральной машины, понять взаимосвязь между покупкой продуктов в магазине и появлением обеда на столе, понять, почему летом надевают легкую одежду, а зимой – теплую.

Все помещения в доме, которыми пользуются дети, должны быть доступны для них в течение дня, а не только по расписанию. Чтобы дети лучше ориентировались, на дверях можно сделать обозначение каждой комнаты в виде картинки или предмета (резиновая игрушка на двери ванной, ложка на двери столовой). Желательно, чтобы функции помещений не менялись часто, так как всякие изменения тяжелы для ребенка с ТМНР. Если ребенок временно уезжает, ему важно вернуться в свою комнату к своим вещам.

Пространство для сна

Место, где ребенок спит, должно быть уютным, чтобы переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию был спокойным и радостным.

Чтобы ребенок получал достаточно сенсорных впечатлений, можно использовать цветное постельное белье, сенсорные коврики на стене около кровати, сенсорный коврик на полу (если ребенок может опустить ноги с кровати).

Для развития эмоциональной сферы полезно приучать ребенка брать с собой в кровать мягкую игрушку. Заботясь об игрушке, ребенок формирует важные качества характера. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, в спальне должны быть непрозрачные занавески. Занавески обозначают границу между светом и темнотой, домом и улицей.

У каждого человека есть потребность в личном пространстве, и мы должны относиться к ней с уважением. Около кровати нужно сделать локальный свет и место для личных вещей, которые ребенок сам может достать. Вещи могут храниться в тумбочке, в рюкзачке, который висит над кроватью, или в ящике под кроватью.

Среди личных вещей может быть то, что нравится ребенку: игрушки, любимые игры, блокнотик, фотографии, камушки, ракушки… Такие мелочи в сознании ребенка бывают связаны с важными воспоминаниями или мечтами.

К вещам ребенка нужно относиться бережно, не выбрасывать и не перекладывать их без разрешения.

Если в комнате живет несколько детей, желательно, чтобы их спальные места не выглядели однотипно. Очень хорошо дать ребенку самому выбрать для себя покрывало, светильник, постельные вещи, повесить на стену фотографии самого ребенка и его близких или картину, которая ему нравится.

Проснувшись, ребенок должен иметь возможность переместиться из кровати в другое пространство, где он сможет играть, общаться или учиться. У детей старше пяти лет нет физиологической потребности в дневном сне, к тому же слишком долгое нахождение в кровати усиливает самостимуляцию.

Пространство для игры

 

В игровой должно быть не очень много игрушек, но важно иметь их запас, чтобы иногда менять.

Ребенку с ТМНР нужно много сенсорных игрушек – цветных, интересных на ощупь и с разными звучащими наполнителями. Для малышей подойдет сенсорный коврик, к которому привязаны предметы с разной фактурой, или дуга, с которой свешиваются игрушки и другие интересные предметы.

Несмотря на то, что ребенок с ТМНР отстает в развитии от сверстников, у него должны быть соответствующие возрасту игрушки.

Детям с нарушением зрения может быть дискомфортно в большом пространстве. В таком случае средой, способствующей развитию ориентировки и мобильности, может быть «маленькая комната» с прозрачным потолком, в которой ребенок может легко достать до каждой стены и до потолка руками и ногами, где стенки имеют фактурные поверхности, а с потолка свисают небольшие интересные для обследования

предметы. При этом рядом находится взрослый и комментирует то, что вызывает интерес ребенка, а также помогает ребенку поменять позу или выбраться наружу.

Для двигательной активности пригодятся кресло-качалка, батут, гамак, качели, труба, большой мяч. Эти вещи могут находиться в комнате, где живет ребенок, или в другом помещении, куда ребенок может свободно входить несколько раз в день.

Ребенку постарше понадобятся игрушки для сюжетных игр, таких как дочки-матери, игра в больницу или в путешествие на поезде. Для этого в игровой должны быть куклы, мягкие игрушки, машинки, кубики, игрушечная посуда. Даже если ребенок не может взять рукой эти предметы, он может участвовать в сюжетной игре вместе со взрослыми.

Для строительства и конструирования может пригодиться мягкий конструктор на липучках.

Детям школьного возраста может понравиться сенсорное лото или домино. Такие игрушки дают возможность участвовать в играх с правилами.

Пространство для занятий

Место для занятий отличается от игровой зоны. Здесь у ребенка меньше выбора, меньше свободы, потому что на занятиях задания выбирает педагог.

Поза для занятий подбирается каждому ребенку индивидуально с учетом его

двигательных и зрительных возможностей, поэтому занятия могут проходить

как за столом, так и на полу.

Учебное пространство должно быть четко структурированно – здесь у каждого предмета есть свое место. Важно, чтобы ребенок мог сосредоточиться, чтобы его не отвлекали лишние предметы, игрушки, посторонние звуки и другие дети.

Пространство для еды

Очень полезно, чтобы ребенок видел, как готовится еда, как накрывают на стол, и по возможности принимал в этом участие. Это расширяет его представления о мире и помогает формированию причинно-следственных связей.

Дети и взрослые должны обедать вместе. Чтобы ребенок учился есть самостоятельно, он должен видеть, как едят другие.

Еда – это не только утоление голода, но и важное время общения. Все вместе начинают трапезу, желают друг другу «приятного аппетита». Если

взрослые верующие, они благословляют еду. Важно учить детей благодарить за еду, делиться, раздавать всем угощение или передавать блюдо соседу.

Еда, которую дают детям, должна красиво выглядеть и быть разнообразной не только по вкусу, но также по цвету и по консистенции. Это важная часть сенсорного развития ребенка.

Посуда, из которой ребенок ест, должна быть удобной и красивой. Некоторым детям необходима специальная посуда. Хорошо учить ребенка есть, как взрослые, пользоваться столовым ножом и вилкой.

Если ребенок пока не может сам есть ложкой, ему можно дать в руку кусочек хлеба, моркови или яблока, чтобы еда не была чисто пассивным занятием. Ребенок может учиться самостоятельно чистить мандарины, бананы, яйца.

Пространство для хранения вещей

Одежда ребенка должна храниться в его комнате, чтобы он мог выбрать, что надевать. Ребенок может помогать раскладывать вещи в шкафу после стирки.

Место для умывания

Умывальник, мыло и зубная щетка должны быть расположены так, чтобы ребенок мог дотянуться до них рукой. Очень хорошо, если ребенок во время умывания видит себя в зеркале.

 

Ванная комната

 

Чтобы ребенку было приятно купаться, в ванной должны быть штора с картинками, мягкие полотенца и коврики.