Показатели баланса и перегрузки у младенцев и маленьких детей по Эльсу и Бразельтону

ПоказателиСостояние ребенка
Открытость
и сосредоточенность
Перегрузка
с возможностью
саморегуляции
Перегрузка
с невозможностью регуляции
без помощи взрослого
Физиологические• Равномерное дыхание
• Розовая кожа
• Ребенок зевает,
• вздыхает, чихает
• Гримасничает
• Сдавленное, неравномерное дыхание, задержка дыхания
• Мраморная, покрасневшая
• или слишком бледная кожа
• Позывы на рвоту, срыгивание (у младенцев)
Двигательные• Голова повернута в сторону собеседника.
• Прижимается к взрослому.
• Мягкие, хорошо модулированные движения.
• Ненапряженное положение тела, равномерно распределенный по всему телу мышечный тонус
• Вцепляется руками (например, в одежду)
• Руки или ноги прижаты друг к другу
• Рука находится во рту, прижата к голове или к уху
• Рука прижата к телу, водит рукой по телу
• Сосет палец, соску
• Тело непроизвольно распрямляется
• Пальцы руки растопырены и подняты вверх
• Отклоняется всем телом, отворачивается
• Стучит руками
• Отводит, отталкивает от себя руки взрослого
• Замирание, застывание всем телом
Сна и бодрствования
(возбуждения,
уравновешенности)
• Ребенок бодр и внимателен
• Устойчивый эмоциональный баланс
• Хорошо выдерживает незначительные перемены ситуации и небольшое напряжение
• Отчасти бодр и внимателен, отчасти утомлен и беспокоен
• Неустойчивый эмоциональный баланс (частые перемены поведения)
• Дремота
• Выпучивание глаз, остановившийся взгляд
• Хнычет, плачет
Взаимодействия• Ищет взглядом контакта с взрослым, перенимает контакт
и поддерживает
• Улыбается (слегка раскачиваясь, приоткрыв рот), смеется
• Открыт, активен, заинтересован
• Лицо без всякого выражения
• Отводит взгляд
• Часто моргает, закрывает глаза
• Недоступен для общения
• Возбужден, чрезмерно бодр