Дети с нарушением интеллекта (У/О)

Для некоторых родителей осознание того, что их дети – «не такие, как все» – становится настоящим потрясением. Такой вердикт может быть вынесен малышу как через несколько месяцев после рождения, так и немного позже, когда будет явно заметно, что развитие ребенка не соответствует его возрасту.  

Что означает «нарушение интеллекта»?

Кроме термина «нарушение интеллекта» вы можете встретить другой, отвечающий ему: «умственная отсталость». Иногда используют термин «олигофрения», который в 1915 году был введен немецким психиатром Э.Крепелином как раз для обозначения нарушения интеллектуального развития. 

Итак, что же понимают под нарушением интеллекта? В первую очередь, нарушения познавательной деятельности ребенка, а также изменения психики в целом, которые возникли в результате поражения центральной нервной системы, в том числе головного мозга. У детей с данным диагнозом наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Как правило, страдает и  физическое развитие.

Причины возникновения умственной отсталости у детей

Основная причина данного состояния – поражения коры головного мозга. Оно может происходить как до родов, так во время родов, так и после родов. Причинами возникновения поражения мозга могут послужить как внешние, так и внутренние факторы. 

Среди них:

  • наследственность;
  • употребление (и, особенно, злоупотребление) беременной женщиной алкоголя, наркотиков. Также их длительное употребление обоими родителями в период до зачатия, что могло послужить причиной изменений в генетическом аппарате будущих мамы и папы;
  • патология внутриутробного развития  (сюда относят нарушения формирования органов и систем плода, различные заболевания, которые перенесла мать во время беременности, интоксикации и травмы);
  • родовая травма, асфиксия (удушье), длительная гипоксия (нехватка кислорода);
  • различные заболевания ребенка, провоцирующие обезвоживание или дистрофию, а также воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, менингит);
  • травмы мозга (например, сильное сдавливание головы или кровоизлияния в мозг во время родов);
  • внутричерепные новообразования (опухоли).

Иногда нарушение интеллекта развивается у изначально абсолютно нормальных детей. Произойти такое может в результате различных заболеваний и состояний. К таким относят эпилепсию, менингоэнцефалиты, сотрясения, ушибы. 

Как проявляется нарушение интеллекта у детей?

Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным, то же самое можно сказать о словарном запасе. Кроме того, от своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им сложно (а порой вовсе невозможно) концентрировать свое внимание, тяжело воспроизводить услышанный текст, поскольку многое для них в рассказе непонятно и не связано логическими цепочками. Например, если обычный малыш в три года, впервые услышав незамысловатую сказку, сможет вкратце пересказать ее и ответить на вопросы по тексту, то для ребенка с нарушением интеллекта такое задание, увы, не под силу. Возможно, при условии, что с ним постоянно и упорно будут заниматься, он осилит это задание к пяти годам. То же самое касается различия цветов, что составляет для них определенную трудность, особенно, если необходимо различить оттенки. Если поставить перед таким ребенком пять кубиков разных цветов и попросить взять какой-то один определенного цвета, то, в большинстве случаев, ребенок не справится с задачей. То же касается форм предметов. Также детям с нарушением интеллекта весьма сложно ориентироваться как в пространстве, так и во времени. У таких детей практически не развито воображение. Им чуждо фантазирование. Их интересы – примитивны, деятельность – пассивна. У них нет стремлений, планов, задумок.

Мышление у таких детей также имеет свои специфические особенности. Как известно, оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Но у детей данной категории все вышеперечисленные операции сформированы недостаточно и имеют своеобразные черты. 

Кстати, дети с нарушениями интеллекта не осознают, что уровень их развития и умения не соответствуют уровню других детей, они не способны критично оценить свою деятельность, они не понимают собственных неудач, что исключает стремление к совершенствованию, достижению конкретных целей. 

Что касается эмоциональной сферы, то тут все зависит от степени. Чем глубже она, тем слабее эмоции ребенка. Такие дети отличаются неглубокими переживаниями, поверхностными эмоциями, а, в отдельных случаях, и вовсе их отсутствием. Такие дети могут быть инертны и вялы, а могут, наоборот, проявлять повышенную возбудимость и даже агрессию.

Игры детей с нарушением интеллекта стереотипны, в них отсутствует сюжетная линия, нет ролей. В действиях отмечается формальность. 

Степени нарушений интеллекта

Не удивительно, если двое детей с данным диагнозом будут существенно отличаться друг от друга. Психиатры склонны рассматривать это заболевание с точки зрения глубины дефекта.

Умственная отсталость легкой степени

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Умственная отсталость умеренная

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Умственная отсталость тяжелая

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Как заподозрить, что у ребенка – нарушение интеллекта?

Внимательные родители, если нарушение и вправду имеет место, смогут заподозрить неладное уже со второго месяца после рождения малыша. В этом возрасте, как правило, дети узнают самых близких людей, особенно маму. При появлении родного человека у них возникает так называемый комплекс оживления: малыш начинает активно двигать ручками-ножками, следить глазками за движениями взрослого. К третьему месяцу ребенок начинает гулить и приветствует маму радостным «агу». Трехмесячные крохи с удовольствием любят «поговорить» с родителями, если те «агукают» им в ответ. Причем во время такого диалога отчетливо прослеживается,  какое удовольствие малыш получает от происходящего. У детей же с нарушениями интеллекта не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми. Вышеописанный “комплекс оживления” у них отсутствует или неполноценен. Позже они не проявляют интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой. Они не тянутся к погремушкам и не захватывают их руками, как это делают четырех-пятимесячные малыши. 

Позже, месяцам к восьми, при общении не пользуются жестами (например, у них отсутствует указательный жест). Запаздывает и двигательная деятельность.

К каким специалистам обращаться?

Первый, к кому нужно обратиться, если у родителей появились хоть малейшие подозрения, это – педиатр. Он осмотрит ребенка, проверит у него рефлексы и подскажет, к каким специалистам нужно обратиться далее. Как правило, это психиатр и невролог. В зависимости от того, что определят эти врачи, нужно будет посетить отоларинголога, окулиста, нейропсихолога, психолога, логопеда. В некоторых случаях понадобятся консультации эндокринолога и  дерматолога.

Как лечить?

Лечение проводится в зависимости от формы и степени заболевания. Как правило, оно является комплексным, то есть включает в себя и лечебные мероприятия (прием медикаментов, массаж, процедуры), так и корреционно-развивающее обучение (занятия с дефектологом, логопедом, психологом).

Родителям, столкнувшихся с таким явлением, как нарушение интеллекта ребенка, лицом к лицу, можно посоветовать следующее. Хотя это реально сложно, но постарайтесь не зацикливаться на этом. Да, с момента постановки диагноза вся ваша жизнь потечет немного по-иному руслу. Но вы должны преодолеть страх и отчаяние, и не стоит искать  виновного. Обратитесь к хорошим специалистам, обеспечьте малышу квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, а также обучение. Вы должны понять: если с самого начала таких детей не обучать, то в дальнейшем их состояние усугубится, и исправить что-либо будет невозможно. Тем не менее, при своевременной правильной организации воспитания многие отклонения развития могут быть скоррегированы. И чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

От 0 до 1 года

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

От 1 года до 2 лет

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

От 2 до 3 лет

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

Портал системы образования

Единый государственный экзамен

Детские сады

Оценка образовательных результатов

Инновационная деятельность

ППЦ "Здоровье"

Центр информатизации образования

Портал системы образования

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Пожарная безопасность образовательных учреждений

Специальная линия "Нет коррупции"

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки