Тесты развития ребенка от 0 до 1 года

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ 

  1. Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.
  2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.
  3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов к горизонтали. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.
  4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кровати. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки.
  5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.
  6. Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.
  7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею туда и сюда.
  8. Картонную покрышку, согнутую посередине, положите на лицо ребенка таким образом, чтобы сгиб покрышки лежал прямо над носом. В ответ на это действие ребенок совершает оживленные движения головой.
  9. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обеим сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.
  10. После того как ребенок пососал немного, соска или грудь отнимается. Ребенок придвигает голову к соске, груди или рожку и пытается схватить его ртом.

В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыб-ка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на 2-й неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.

 ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ 

  1. Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.
  2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, на непрерывно звучащий свисток ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву — наморщивание лба.

Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.

  1. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.
  2. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите не-много руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.
  3. Ребенок, находясь в беспокой-ном состоянии, успокаивается, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
  4. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
  5. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опус-каются вниз.
  6. Теперь вы совершаете круговые движения красного кольца. Глаза ребенка движутся за ним согласованно.
  7. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка — вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно — реакцию общего оживления.
  8. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, ре-акция «оживления», появляются первые спонтанные вокализации.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Если на расстоянии двух мет­ров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить взглядом за ней.
  2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в про­тивоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и вни­мательно смотрит на них. Время вы­полнения этого теста — 2 минуты.
  3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачива­ет голову в сторону погремушки.
  4. В положении лежа на живо­те ребенок должен удерживать го­лову в течение 30 секунд.
  5. Когда вы разговариваете с ре­бенком, то он на вас смотрит вни­мательно, реагирует улыбкой, появ­ляется гуление, комплекс «оживле­ния ».
  6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая исчезает из поля зрения ребенка, но при этом он продолжает смотреть в те­чение нескольких секунд вслед ис­чезнувшей игрушке.
  7. Лежа на животе ребенок смо­жет опираться на предплечья, а полу­согнутыми ногами о твердую опору.
  8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемос­ти, то случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.
  9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ре­бенок имитирует эту мимику.
  10. Находясь в хорошем на­строении, начинает играть пальца­ми своих рук, изучает их.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой непо­средственно около кроватки, но не­сколько ниже, так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ребен­ку игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно по­ворачивается в сторону к игрушке.
  2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок на­чинает водить рукой по мячу. Дви­жения его медленны, и он чрезвы­чайно внимателен к ним.
  3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверх­ностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за дви­жениями игрушки с одной сторо­ны на другую.
  4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в поло­жении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.
  5. Если вы разговариваете с ре­бенком, а затем прекращаете кон­такт, то он реагирует на это нега­тивно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д.
  6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменя­ется: он наморщивает лоб, искрив­ляет рот, плачет, удивляется, появ­ляется двигательное оживление и другие реакции.
  7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
  8. Ребенок узнает мать, радует­ся при ее появлении. Громко гу­лит и смеется при общении со взрослыми.
  9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и смо­жет попить из ложки.
  10. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассмат­ривать очень внимательно. А цвет­ной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
  2. Дайте в руки ребенку неболь­шой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
  3. Если вы накроете лицо ребен­ка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
  4. Из положения на спине (под­держите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, при­чем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
  5. Вы носите ребенка по ком­нате, он смотрит по сторонам, сле­дит взглядом за движущимся че­ловеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее стано­вится трудно.
  6. Ребенок уже хорошо разли­чает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
  7. Лежа на животе, ребенок опи­рается на ладони выпрямленных рук.
  8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.
  9. Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой под­держке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит го­лову прямо.
  10. Ребенок может подолгу про­износить певучие гласные («а», «э», «ю», «я»), может повторять звуки, подражая взрослому.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда.

Держите погремушку на рас­стоянии 25 см от ребенка. Он смот­рит на погремушку, потом на ок­ружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

  1. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его бу­дут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосатель­ные движения, а на куклу отвеча­ет радостными реакциями оживле­ния.
  2. Ребенок находится в поло­жении лежа на спине. Вы прибли­жаете к нему звенящий колоколь­чик, а затем отодвигаете его. Ре­бенок будет подниматься и при помощи взрослого, который удер­живает его за пальцы, сможет сесть.
  3. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица — от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти измене­ния по-разному: морщит лоб, улы­бается, гулит и т. д.
  4. Ребенок будет оказывать со­противление, если взрослый пыта­ется отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает не­сколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудоволь­ствия.
  5. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплек­сом «оживления».
  6. Ребенок может слегка под­ползти и захватить руками игруш­ку, может переворачиваться с жи­вота на спину.
  7. Появляются первые призна­ки лепетной речи — малыш даже может произносить отдельные слоги.
  8. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.
  9. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Обратите внимание на эмоцио­нальные проблемы ребенка от рож­дения до шести месяцев:

  • безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;
  • подергивание лица и рук;
  • постоянное нарушение сна.

Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к спе­циалисту.

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. К семи месяцам ребенок мо­жет свободно сидеть прямо с опо­рой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при по­вороте.
  2. Вы держите ребенка на ко­ленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подража­тельно хлопать руками по столу, пе­рекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
  3. Вы стоите у кроватки ребен­ка и не выказываете никакого вни­мания, избегая встретиться с ним взглядом. Ребенок старается уста­новить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т. д.
  4. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интере­сом.
  5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яр­кой игрушки. Ребенок следит взгля­дом, поворачивается за игрушкой.
  6. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его го­лову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.
  7. Спросите у ребенка, где на­ходится какой-либо предмет (пред­мет должен находиться постоян­но в определенном месте, и вы нео­днократно называли его). На ваш вопрос ребенок будет искать и на­ходить взглядом этот предмет.
  8. Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете появ­ляются звукосочетания типа: «дай- дай-дай», «та-та-та».
  9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях). Встает на колени, встает с поддерж­кой руками.
  10. Настойчиво тянется к пред­мету, который его интересует, а доб­равшись до него, радуется.

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигать­ся с места — откатиться, отодви­нуться и т. д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры.
  2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игруш­ку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталки­вать вашу руку.
  3. Если вы помещаете игруш­ку вне кровати (рядом — на сту­ле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
  4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пе­ленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
  5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смот­рит в направлении, в котором по­является лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
  6. На глазах у ребенка вы от­бираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки долж­на высовываться). Ребенок доста­ет эту игрушку.
  7. Ребенок хватает вторую по­гремушку, не роняя при этом пер­вую, и делает движения двумя ру­ками.
  8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнаёт и различа­ет близких людей на фотографии.
  9. .Долго и разнообразно зани­мается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажи­мает и др.).
  10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за дви­жущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.

ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

  1. В девять-десять месяцев ре­бенок хорошо сидит без опоры, пе­редвигается, ползет вперед за иг­рушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, дер­жась за опору, берет мелкие пред­меты двумя руками.
  2. Подражает в действиях дру­гому ребенку, общается с помощью жестов.
  3. Если вы дадите ребенку па­лочки, покажете, как можно бара­банить этими палочками по столу, то он сможет подражать этим дей­ствиям. Так же ударять ложками друг о друга.
  4. Ребенок в этом возрасте хо­рошо играет в «ладушки», «дай ручку» и т. д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай» отыскивает повсю­ду нужный предмет.
  5. Хорошо знает свое имя, от­кликается на него. Знает по име­ни близких ему людей, названия окружающих предметов и показы­вает на картинках изображения животных.
  6. Может по просьбе (без пока­за) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  7. Может самостоятельно с опо­рой подняться и спуститься с не­высокой лестницы.
  8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  9. Повторяет за взрослыми но­вые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
  10. Спокойно относится к вы­саживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

  1. Ребенок к году может само­стоятельно встать с опорой, припод­няться, чтобы сесть, ходить с под­держкой или самостоятельно, под­ниматься и спускаться по невысо­кой лесенке.
  2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз от­кройте и закройте коробочку, по­казав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую ко­робочку. Ребенок замечает отсут­ствие шарика и смотрит на вас удивленно.
  3. Ребенок может целенаправ­ленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки.
  4. Дайте ребенку кубики, пока­жите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, куби­ки, мячи, части своего тела.
  6. Ребенок любит играть с деть­ми, но относится к разным детям избирательно.
  7. Различает предметы по фор­ме (кубики, кирпичики, мячики).
  8. Появляются первые попыт­ки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассмат­ривает яркие картинки в книжке.
  9. Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нель­зя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  10. К концу года произносит особые «слова», понятные только матери и ребенку: например, «бах» — падение, «фа» — шапка, и т. д.; может произносить отдель­ные слова с пониманием их пред­метного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис- кис», «ав-ав», «дай», «бай».

Обратите внимание на факто­ры эмоционального неблагополу­чия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора, следует обратиться к спе­циалисту):

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • постоянное отсутствие при­знаков неудовольствия при столк­новении с незнакомыми людьми.