Тревожные признаки детей от 0 до 1 года

Именно в младенчестве и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга и завершается формирование нервной системы. Каждый ребенок, безусловно, самостоятельная личность, которая развивается по индивидуальному графику. Тем не менее, все дети проходят одни и те же этапы развития – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Эти возрастные этапы позволяют судить о психическом и моторном развитии ребенка. Проще говоря, педиатрам нужно знать, обладает ли ребенок совокупностью навыков, характерных для детей его возраста. Задержка в развитии ребенка может стать первым симптомом какого-либо заболевания, и именно поэтому врачи будут следить за малышом до года каждый месяц, проверяя, что он умеет делать.

ПериодТревожные признаки
Первый месяц— не может или почти не может сосать или глотать;
— у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;
— не улыбается маме;
— не приподнимает голову, когда лежит на животе;
— если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;
— если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;
— не реагирует на голос мамы и папы;
— не может следить взглядом за плавно двигающимися предметами;
— не фокусирует ненадолго взгляд на крупных предметах.
Второй месяц— не замечает своих ручек;
— зрачки малоподвижны или косят глаза;
— мышцы малыша вялые или наоборот, все время находятся в тонусе;
— ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;
— какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе;
— не поворачивается к говорящему, стоящему в стороне.
Третий месяц— не держит уверенно голову;
— не может перевернуться самостоятельно;
— не имеет хватательных рефлексов;
— не захватывает предметы рукой;
— издает только звуки недовольства, кричит, нет звуков хорошего настроения;
— не пробует гулить.
Четвертый месяц— не может сосредоточенно рассматривать игрушку, взятую им в ручку;
— не перекладывает игрушку из одной руки в другую;
— не переворачивается со спины на бок;
— не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность;
— не различает источников звука в комнате и лица взрослых;
— не пугается различных громких и непривычных звуков.
Пятый месяц— не исчезли все рефлексы новорожденного, кроме сосания;
— не переворачивается со спины на живот;
— не стоит при поддержке;
— не произносит радостных звуков;
— не имитирует свой собственный шум.
Шестой месяц— не садится самостоятельно;
— не переворачивается с живота на спину;
— не старается кушать с ложки или из бутылочки;
— не берет в руки предметы и не размахивает ими;
— не радуется звукам, издаваемым погремушкой;
— не лепечет первые слоги.
Седьмой месяц— не встает на четвереньки;
— ребенок постоянно держит рот открытым;
— мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичной куклы;
— постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету;
— головка западает назад, когда ребенок сидит;
— тянет только одну ручку;
— не любит ласкаться;
— не подает признаков привязанности к человеку, который о нем заботится;
— не тянет предметы в рот;
— не произносит согласные («гу-га-гы»), не формируется слог («ма»).
Восьмой месяц— не ползает или ползает, но волочит при этом ноги;
— не хватает и не удерживает предметы;
— не пробует взятую еду (яблоко, банан);
— не показывает пальчиком на предметы и картинки.
Девятый месяц— не стоит, держась за опору;
— не взаимодействует со взрослыми;
— не реагирует на свое имя;
— не ищет предметы, когда видит, что их спрятали;
— не лепечет активно.
Десятый месяц— не перемещается, держась за опору;
— не играет в пальчиковые игры;
— не использует жесты (например, не трясет головой в знак несогласия).
Одиннадцатый месяц— не делает первые шаги;
— затруднено жевание;
— затруднено глотание более твердой пищи.
Двенадцатый месяц— не ходит и не делает первые шаги за одну ручку со взрослым;
— не проявляет интереса к собиранию пирамидки;
— не подражает взрослым;
— не говорит отдельные слова («дай», «на», «баба»)