Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

ПериодОсобенности
От 1 года до 1 года 3 мес.Малыш продолжает расти, в этом возрастном периоде средняя масса тела мальчика составляет 11 465г + 1300г, рост 79,4см ± 3,6см, средняя масса тела девочки — 10 520г ± ±1275г, рост 76,7см ± 3см. Важно, чтобы росту соответствовала масса тела ребенка — в таких случаях говорят о гармоничном физическом развитии. За этими и другими показателями следит участковый детский врач. В течение 2-го года жизни ребенка следует показывать детскому врачу в поликлинике не реже 1 раза в квартал.
В этом возрасте ребенок хорошо ходит, сам встает, садится, осмысленно занимается игрушками. Он любит общество взрослых, проявляет чувство любви к близким, ласков. У ребенка появляется большой познавательный интерес к окружающему миру — предметам, вещам, игрушкам. Он разглядывает их, трогает, берет в рот, пробует на зуб, на вкус.
Ребенок понимает много слов из речи взрослого, и запас их постоянно растет. Малыш легко подражает часто слышимым словам. В игре воспроизводит действия, которые ему показывал взрослый, сопровождая их лепетом или отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями положительных эмоций. Во время бодрствования или прогулки ребенок может довольно долго ходить, не проситься на руки, не присаживаться. В процессе ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, пятится, останавливается.
За едой, если вы его учили этому, малыш умеет самостоятельно есть ложкой густую пищу. Правда не всегда еще аккуратно, но уверенно подносит ложку с пищей ко рту.
От 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес.Средняя масса тела мальчика в этом возрастном периоде составляет 11 805г + 1185г, девочки 11 400г + 1120г. Средний рост мальчика — 81,7см + 3,3см; девочки — 80,8 см + 3см. В этом же возрасте прорезываются коренные зубы и клыки.
Ребенок уже вполне хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов из речи взрослого, но сам говорит пока мало. Его речь состоит в основном из облегченных детских слов «би-би», «ав-ав», «ля-ля» и т. п.
Малыш может подолгу заниматься с игрушками каким-то видом деятельности — это очень хорошо, так как в основе его психического развития лежит именно игровая деятельность. В ходе ее у ребенка развиваются движения рук, а в моменты наиболее сильной заинтересованности стимулируется речь самого ребенка.
К этому сроку умеет различать формы шара, куба, сравнивать предметы разной величины — контрастной и близкой. Он также научился вытирать нос носовым платком, строить домик из кубиков, самостоятельно есть жидкую и густую пищу десертной ложкой из глубокой тарелки.
От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.Малыш продолжает расти: средняя масса его тела 12 кг 670г ± 1кг 410г. Рост мальчика в этом возрасте составляет 84, см + 2,8см. Девочки имеют несколько меньше массу тела и рост, чем мальчики (12кг 270г и + 1кг 375г; 83,7см + 3,6см).
Ребенок часто пользуется речью в общении с вами: что-то просит, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Облегченные детские слова («ав-ав», «би-би» и т. д.) в речи ребенка заменяются правильными словами; («собачка», «машинка»). Но если с малышом не заниматься, не помогать ему осваивать речь, то в его общении со взрослыми преобладает «жестовая» речь.
Во время самостоятельной игровой деятельности малыш обычно строит что-то из кубиков, возится с куклой — кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает. Он любит рассматривать знакомые книжки с картинками, слушать четверостишия, песенки-потешки, охотно повторяет то, чему вы его научили. Ребенок в этом возрасте зачастую в своей игре копирует движения мамы, действия папы, которые он видит.
Необходимо развивать в данном возрасте умение доводить начатое дело до конца, например собрать игрушки, навык самостоятельной игры и т. п., умение самому раздеться (частично), аккуратно есть, держать ложку в ведущей руке, наклоняться во время еды над тарелкой, не спешить, хорошо пережевывать пищу.
Малыш хорошо ориентируется в величине предметов, различает понятия «большой», «маленький», «поменьше», «побольше». Но различные умения и навыки формируются лишь тогда, когда с ребенком занимаются каждый день, терпеливо объясняя, показывая все, чего не знал и не умел он раньше.
От 1 года 9 мес. до двух летЗа 2-й год жизни масса тела малыша увеличивается в среднем на 2 кг, рост — на 11 см, у него должно быть около 20 молочных зубов. У мальчиков в возрасте двух лет рост составляет 88,2см ± 3,7см, т.е. максимальный — 91,9см, минимальный — 84,5 см. Другие величины роста выходят за пределы допустимой нормы. Масса тела мальчика должна быть 13 040 г ± 1 240г, т.е. максимальная-14 280г, минимальная- 11 800г.

У девочек в возрасте двух лет масса тела составляет 12 649г ± 1760г, т. е. максимально — 14 400г, минимально —10 890г. Рост в среднем составляет — 86,13 см ± 3,87см, т.е. максимальный — 90 см, минимальный — 82,26 г. Физическое развитие ребенка оценивается по соответствию его массы тела и роста со средними показателями, а также с учетом гармоничности развития.
К двум годам малыш должен довольно четко знать и уметь выполнять ряд простых правил, например обязательно мыть руки перед едой. Старайтесь, чтобы он делал это и без напоминания.
Ребенок должен уметь, правда, пока еще с помощью взрослых, сам раздеваться и одеваться.
Движения ребенка стали более координированными, он хорошо шагает по ровной дорожке, если встречается препятствие (ямка, бугорок, палка, камень), то он преодолевает его, уже не приставляя шаг, а чередуя — это пример более совершенной ходьбы. Умение ребенка чередовать шага в этом возрасте является показателем своевременного развития движений.
Очень важный момент в развитии 2-летнего ребенка — появление способности различать цвета предметов. Обычно в этом возрасте ему легче различать цвет, глядя на предлагаемый образец.
Днем ребенок спит уже один раз, поэтому у него остается много времени для общения и для игры. В этом возрасте игра ребенка должна складываться из ряда последовательных действий, например берет куклу, умывает ее, причесывает, заворачивает, укачивает, или берет машину, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора, или расставляет солдатиков, переставляет их, как на поле боя, издает звуки «пах-пах» и т. п.
Ребенок понимает почти все, что взрослый ему говорит, особенно если речь идет о событиях, знакомых малышу. Этот факт доказывает, что понимание речи у ребенка развито соответственно возрастным требованиям. При этом и сам он должен уже говорить двух — трехсловными предложениями. Строя фразу, малыш может употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: прилагательные (большая, маленькая, красивая и т. п.), местоимения (он, мы, я). Хороший показатель развития речи — умение задавать вопросы «что?», «где?», «куда?»

Этапы развития речи детей

Приблизит. возраст Название реакции
1 год 3 месяцаВыражает желания с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний. Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах), «дя» (да).
1 год 6 месяцев
Словесная память в счете. Словесная память: повторяет часть алфавита. Говорит на «своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двусложные слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя). Слова произносит в момент сильной заинтересованности.
1 год 9 месяцевПроизносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
1 год 10 месяцевПроизносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный.
1 год 10 месяцев – 2 годаПри общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
2 годаПытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). Повторяет за взрослыми сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).