Возрастные особенности детей от 0 до 1 года

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью. Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением.

ПериодОсобенности развитияТезисы
Первый месяцСложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушках, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:
-сосательный (прикасания языка к предмету);
-плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
-хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
-поисковый (поиск груди матери);
-рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
• Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
• Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
• Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
• Действия пока рефлекторны.
• Движения хаотичны,кулачки сжаты.
• Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
• Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
• Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
• Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
• Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
• Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Второй месяцВторой месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.• Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700гр до 1 кг.
• Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
• Способен поднимать и недолго держать головку.
• Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
• Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
• Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
• Успокаивается во время сосания и на руках.
• Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
• Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
• Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
• Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
• Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
• Угасают рефлексы новорожденного.
Третий месяцНа третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
• Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
• Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
• Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
• Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
• Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
• Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
• Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
• Легко распознает источник света и звука.
• Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
• Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
• Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
• Движения в целом приобретают произвольный характер.
Четвертый месяцНа четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.• Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
• Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
• Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
• Ползает на животе в кроватке или на коврике.
• Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
• У ребенка появляются любимые игрушки.
• Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
• При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
• На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
• Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
• Разглядывает свое отражение в зеркале.
• Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
• Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
• Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
• Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяцЭто новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5см, а весе около 700гр.• Рост +2.5см, вес + 700гр.
• Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
• Может сидеть с опорой некоторое время.
• Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
• Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
• Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
• Играет во время еды.
• Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
• С интересом разглядывает лица на картинках.
• У большинства детей начинают прорезываться зубы.
Шестой месяцВ этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.
Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.
• Рост +2.5см, вес +700гр.
• Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
• Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20см от него.
• Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
• Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
• Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
• Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
• С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
• Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
• Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
• Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
• С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
• Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Седьмой месяцНа седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать, преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.
Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать, какая часть тела как называется, и потом просить, чтобы он их показывал и называл (для того, чтобы он запоминал как они называются).
• Рост +2 см, вес + 600 гр.
• Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
• Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
• Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
• Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
• Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
• Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
• С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
• Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
• Начинает копировать поведение взрослых.
• Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
• С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
• Определяет по тону голоса, что значит «нет».
Восьмой месяцВ этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.• Рост +2см, вес +600 гр.
• Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
• Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
• Свободно перемещается в знакомом пространстве.
• Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
• Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
• Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
• Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
• Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
• Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
Девятый месяцХватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.• Рост +2см, вес +600 гр.
• Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
• Разворачивается во время ползания.
• Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
• Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
• Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
• Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
• Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
• Запоминает названия предметов, может показать их.
• Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
• Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
• Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
Десятый месяцВ этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».• Рост +1см, вес +350 гр.
• Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
• Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
• Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
• Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
• Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
• Пользуется преимущественно одной рукой.
• Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
• Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
• Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
• Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
• Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
• Может произносить названия окружающих предметов, животных.
Одиннадцатый месяцЭто уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может показать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.• Рост +1см, вес +350гр.
• Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
• Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
• Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
• Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
• Любит похвалу.
• Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
• Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
• Машет рукой при прощании.
• Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
• Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
• Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
Двенадцатый месяцВ почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство развитие ребенка к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.• Рост +1см, вес +350гр.
• Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
• Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
• Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
• Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
• Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
• Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
• Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
• Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
• Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
• Понимает все, о чем ему говорят.
• Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Этапы развития речи детей

Приблизит. возрастНазвания реакций
1 месяцИздает отдельные, тихие и гортанные звуки в ответ на разговор с ним, издает другие звуки (рефлекс покашливания). Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли и голода. Редкие улыбки при общении с взрослыми.
2 месяцаКрик интонационно выразительный. Повторно произносит отдельные звуки, начальное гуление [а-а, гу-гу, бу-у]. Хнычет, повизгивает.
3 месяцаКрик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов- к певучему гулению [а-а-а, э-у, о-а]. «Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение.
4 месяцаСпонтанное, певучее и продолжительное гуление- «свирель»: [аль-ле-лы]. Произносит гласные, близкие к [а], [ы], [у], возможно в сочетании с гласным [г]. Смеётся в голос; часто и легко возникает «комплекс оживления».
5 месяцевПокрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки.
6 месяцевВизжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные слоги (начало лепета), имитирует звуки речи. По- разному реагирует на своё и чужое имя.
7 месяцевПодолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной модуляции, разного тона. На вопрос «где?» повсюду разыскивает неоднократно называемый предмет, находящийся постоянно в определенном месте.
8 месяцевРечь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку».
9 месяцевПодражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете.
10 месяцевПовторяет новые слога за взрослыми. Произносит первые лепетные слова («ма-ма, тя-тя, ба-ба»). Выполняет разученные движения («ладушки», «прятки»).
11 месяцевПроизносит первые слова- обозначения: «ав-ав, кис-кис, дай». Увеличивает запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Понимает первые обобщения и выполняет инструкции («сложи игрушки», «принеси куклу, еще куклу», «дай машинку, ещё машинку»). Показывает части своего тела.
12 месяцевЛегко подражает новым слогам. Выразительно бормочет. Имитирует слова. Произносит 6-10 облегченных слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «открой»).

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 год он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать.