Развивающая среда

Развивающая среда для «особых» детей

Каждый период жизни человека характеризуется определённой деятельностью. Ведущая деятельность ребёнка – игровая.

В играх происходит формирование и развитие психических процессов ребёнка.

Как выбрать «правильную игрушку» малышу?

Все малыши разные и особенности развития диктуют выбор игрового материала. Как только вы учтете все факторы ребенка, вы сможете легко найти игрушку, которая обеспечит специфические потребности дитя.

Но как вы узнаете, каковы у него точные проблемы, которые вы должны удовлетворить?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, лучше всего посетить специалиста или врача, который работает с детьми особых потребностей. Профессионал сможет подсказать, какие занятия нужно проводить с малышом, обсудит интересы ребенка, возможности и недостатки, и поможет понять его предпочтения и потребности.

Ребенок с нарушением зрения

Детей с нарушенным зрением необходимо целенаправленно знакомить с игрушками и учить ими пользоваться.

Эти игрушки должны быть направлены на активизацию органов чувств и являться стимуляторами зрительного восприятия и сохранных анализаторов.

В первые полгода детям важно развивать зрительное, слуховое, тактильное сосредоточение и соответствующие ориентировочные реакции. Без специального обучения ребёнок с нарушенным зрением это не разовьёт в полной мере, а в привычку могут войти стереотипные движения и действия.

Мы предлагаем следующие игрушки, развивающие чувственное восприятие: яркие музыкальные погремушки с различными поверхностями; пальчиковые бассейны с различными природными материалами, крупами и мелкими игрушками; массажные ёжики; звучащие браслетики, надеваемые на ноги и руки; различные бусы.

С помощью этих игрушек мы стимулируем и развиваем не только психическое, но и физическое развитие. Малыш, не имеющий возможности видеть и осознавать себя зрительно, шевелит ногами и руками, слыша одновременное звучание браслетов. Он начинает понимать, что совершает некоторые действия. Подключаются и мускульные ощущения.

В следующие полгода родители помогают ребёнку увереннее ориентироваться на себе, в малом и большом пространствах, стимулируют интерес к исследованию окружающего и развивают познавательную активность на основе взаимодействия всех анализаторов.

В младшем дошкольном возрасте начинаем учить детей специфическим действиям с конкретными игрушками: пирамидки три, пять колец, составные стаканчики, бочонки, простой конструктор типа «лего» (однородный, однотонный, постепенно расширяем детали по форме, цвету и величине), машинки, юла.

Детям должно быть удобно держать игрушки, они должны помещаться в ладонь, должны мыться и иметь стойкую окраску. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных.

Далее знакомим со следующими игрушками: игрушечные автомобили-каталки; заводные игрушки, которые нужно предлагать осторожно, предварительно рассказав и показав её неподвижной, что бы не испугать. Заводные игрушки должны быть простыми по структуре. Заводные автомобили и вертолёты в младшем дошкольном возрасте не предлагаем, они будут актуальны для ребёнка позже. Для маленького ребёнка будут интересны различные «волчки», небольшие игрушки-забавы типа «клюющий цыплёнок». Так же для ребят будут интересны музыкальные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, дудочки, мелодичные свистульки. В младшем дошкольном возрасте уже можно предлагать куклу 30-35 сантиметров. Она должна быть упругой на ощупь, с выразительным лицом яркой раскраски, удобным для осязания. Одежда – простая, легко снимающаяся. На ногах – тапочки, носки. Должны быть игрушечные посуда, мебель. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных, непременно «оречевляемых» взрослыми. Одновременно со знакомством с куклой предлагаем мягкие игрушки, изображающие знакомых животных из сказок. Животные должны быть в естественных стоящих позах. Окраска и форма должны быть реалистичными.

Ребенок с нарушением слуха

Для развития познавательного интереса в оформлении детской комнаты ребенка с нарушением слуха психологи советуют использовать цветовое зонирование. Например, фиолетовый цвет способствует активизации работы головного мозга, повышению внимания, а зеленый цвет успокаивает нервную систему и помогает избавиться от напряжения. Но с количеством цвета в детской слабослышащего ребенка перебарщивать не стоит. Цвет должен соответствовать предназначению определенной части комнаты.

В организации развивающей среды ребенка с нарушением слуха важную роль играет стеновое покрытие: из-за большого количества наглядного материала можно порекомендовать сделать одну стену из магнитной доски.

В детской комнате слабослышащего ребенка необходимо помнить про площадки творчества: строитель, цветовод, кукловод, машинист и т.д.

Площадки могут меняться в рамках определенных задач, главное – ваше участие в играх ребенка и проговаривание названия предметов, действий, подкрепление этого карточками или предметами.

На стенах в детской комнате располагаются наглядные пособия, такие как “цветик-семицветик” Монтессори, цветной календарь, плакат-картина “день-ночь”.

Отдельное место следует выделить под наборное полотно: здесь будут располагаться изученные карточки с названием предметов, игрушек и т.д.

Развитие речи – основная цель для родителей, так как с частичной или полной потерей слуха у ребенка ухудшается и со временем пропадает речь, первой задачей родителей и педагогов становится ее коррекция. Так, в комнате двухлетнего малыша должны появиться карточки с певучими слогами, сначала из гласных букв, потом комбинированные.

Каждый слог мама проговаривает с малышом перед тем, как повесить его на видное место. Нужно следить, чтобы губы говорящего в этот момент были хорошо видны! Следующим этапом станет использование подписей каждого предмета в комнате.

Для малышей сурдопедагоги советуют использовать приемы метода Домана, не убирая губы с линии видимости, для деток постарше можно применять особые жесты, обозначающие ударение в слове, длину фразы и т.п. Маленькая хитрость: во время проговаривания карточек, располагайте их на уровне губ. Так ребенку будет легче соотнести увиденное на карточке и “считать” слово произнесенное синхронно.

Следующим этапом в ознакомлении слабослышащего ребенка с окружающей средой его комнаты: перенос карточек-названий на большое наборное полотно. Для его создания используйте ватман, в котором проделаете кармашки под таблички.

Выбирайте стену для полотна на хорошо освещенном участке комнаты. Ватман не нужно располагать слишком низко, главное, чтобы ребенок хорошо видел карточки.

При написании слов на карточках придерживайтесь стандартного размера и вида используемого шрифта, цвет букв выбирайте черный. Для обозначения ударения в слове можно будет использовать иной цвет, после ознакомления ребенка с палитрой цвета.

На этапе переноса слов на полотно продолжаем игру: вы указываете на карточку, проговариваете слово вместе с ребенком, предлагаете ему найти нужный предмет в комнате.

В изучении цветов со слабослышащим ребенком также необходимо подписывать все словами. Например, купите обычный набор цветной бумаги, на каждом цвете поместите карточку-название, проговорите это название с ребенком, держа карточку на уровне губ.

Когда первые знания о цвете будут получены, усложняйте: развесьте цветные фигуры по комнате, предложите ребенку подобрать к каждому цвету свою карточку с названием, проговорите с ним все еще раз. Упражнения на сопоставление карточек  цвету, слову, предмету, мебели и других частей окружающего мира в детской комнате ребенка должны носить системный характер.

Уровень речевого развития слабослышащего ребенка также зависит от его физиологического развития. Поэтому спортивный уголок в детской комнате особого ребенка необходим. Каждое физическое упражнение позволяет не только отработать ориентацию в пространстве, развить мышцы, но и учит ребенка правильному дыханию.

Но прежде всего детская комната слабослышащего ребенка делится на несколько зон, в которых рекомендуется цветовое обозначение. Освещение в комнате должно быть достаточным для того, чтобы ребенок мог прочитать карточки, считать слова у мамы с губ, или найти нужный предмет.

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи

Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития детей, особенно актуально ее содержание для детей с ТНР, т.к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда — это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиск средств и методов для полноценного речевого развития детей средствами среды.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.

Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство предметно-развивающей игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мебель и модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи.

С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр.

Первые игры очень примитивные, но даже они способны помочь задействовать мышление малышу. Как правило, совместные игры подразумевают активное использование речи, которая должна своим содержанием и интонацией соответствовать роли, которую взял на себя ребенок во время игры.

Игры должны обязательно сопровождаться речью с четким произношением. Положительный результат дают игры на развитие мелкой моторики, а также рифмованное произношение различных текстов (стишки, потешки).

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Игрушки задуманы таким образом, что они не только приносят чувство радости детям, но и повышают двигательную функцию ребенка. Она должна способствовать развитию его двигательных навыков, произвольных движений, коммуникационных возможностей и т.д.

На сегодняшнее время существует широкий спектр игрушек для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся строительные блоки, математические задачи, логические игры, орфографические игры, шары различных размеров и цветов, тянущие и толкающие игры, звуковые и световые, даже специально разработанные видеоигры. Обычно, в таких играх как строительные блоки и головоломки, блоки с кусочками головоломок имеют больший размер, чем те игрушки, которые предназначены для здоровых детей. В связи с этим, ребенок, пострадавший от церебрального паралича, легче понимает их и играет с ними. Игры с шарами различных размеров и цветов отлично подходят для улучшения координации и сенсорики ребенка. Игры со светом и звуком имеют те же преимущества. Однако, убедитесь, что эти игрушки не являются слишком тяжелыми, чтобы свалить ребенка с ног, когда он ими играется.

Ребенок с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.

Можно применять следующие игры для развития ребенка:

  • рассматривание овощей, фруктов, еды (соотнесение картинки с натурой);
  • навыки социальной жизни: кормление, переодевание кукол, укладывание спать;
  • построение дорожки, башенки из кирпичиков или материалов Монтессори;
  • подбор одинаковых картинок, материалов, игрушек (по цвету, по размеру, по форме, по звуку);
  • различные нанизывания, однако материалы должны быть крупными, чтобы ребенок не смог подавиться, если потянет в рот;
  • различные сортировки по разным мисочкам, коробочкам (цвет, размер, форма, материал). Хорошо использовать природные материалы;
  • «Собери пирамидку» (одного цвета и размера);
  • различные «Вкладыши»;
  • в развитии речи «Расскажи кто ты?», «Кто позвал?» (имена детей) «Угадай кто сказал?» «Кто как плачет?»(звукоподражание);
  • чтения потешек, стишков;
  • пальчиковые игры;
  • выполнение различных поручений;
  • вождение хороводов, гимнастика, разнообразные движения;
  • любые Монтессори-материалы.

Ребенок с расстройством аутистического спектра

При покупке игрушек для ребенка нужно учитывать ряд особенностей. Такие дети воспринимают мир несколько иначе, у них могут быть различные сенсорные нарушения. А потому любую игрушку следует выбирать, учитывая эти особенности ребенка.

Слишком яркая и громкая игрушка может вызвать сенсорную перегрузку у маленького ребенка, у которого чрезвычайно хороший слух и острое зрение, и даже довести до истерики.

 Детям же с недостаточно развитыми органами слуха и зрения такие игры будут весьма кстати.

Игрушка для аутичного малыша должна быть по возможности прочной. Эти дети очень консервативны и могут очень расстроиться, если любимая вещь вдруг станет непригодной для игр.

Книги для таких детей лучше выбирать хорошего качества с очень плотными страницами, зная склонность многих маленьких детей рвать бумагу.

Нередко аутичные дети, в силу отставания их в развитии, предпочитают игрушки, которые уже не соответствуют их возрасту. Это тоже стоит учесть при выборе игрушек.

Сенсорные игрушки, стимулирующие и развивающие мелкую моторику, приятные на ощупь – тканевые, деревянные, с пуговичками и камешками – отличный выбор для такого ребенка.

С помощью такой вещи особенные дети смогут проявить все присущие им творческие способности, а также приобрести полезные исследовательские навыки.

Мини-батут может стать отличным источником радости для такого малыша.

Более того, регулярные прыжки очень полезны для детского здоровья. Однако, прежде чем приобретать нечто подобное необходимо проконсультироваться со специалистом – ортопедом, хирургом и т.д., чтобы исключить противопоказания.

Хорошо развивают воображение кубики, оснащенные различными звуками. Ребенок может складывать с их помощью пирамидки и при этом создавать мелодии.

Однако при выборе такой игрушки нужно учитывать индивидуальные сенсорные особенности малыша, а которых уже говорилось выше.

Как правило, дети с аутизмом любят собирать паззлы

Попробуйте начать знакомство своего ребенка с этой игрой с небольшого набора с крупными кусочками, а затем, по мере освоения им данного занятия, покупайте более сложные варианты.

Аутичного ребенка также может заинтересовать конструктор, только не стоит перегружать его большим количеством ярких деталей.

Пусть это будет несколько приятных на ощупь деревянных блоков разных форм и цветов.

20 полезных игрушек для вашего малыша

Развивающие пирамидки для ребенка 1 года

Разнообразные конструкторы и кубики

Развивающий центр «Текстурированная карусель» Данная игра разделена на 6 больших тактильных клавиш разной текстуры и разных цветов.

Адаптированная гитара с возможностью прослушивания записанных мелодий в различной обработке, а также наигрывать свои

Набор «Текстурированные ролики» Набор для развития сенсомоторных навыков

Комплект подушек «Фрукты»

Тактильно-развивающая панель (в виде модели планетарного механизма)

Развивающая игрушки-дуги

Детская развивающая игрушка «Часики знаний»

Мячи со звуковыми эффектами

Интерактивные перевертыши, например, молоток и гвозди

Ксилофоны

Мягкий конструктор «ферма», наборы диких и домашних животных и других обобщающих категорий

Домики - сортеры

Детский мягкий дартс с шариками на липучках

Волшебный тактильный мешочек

Кольцеброс - замечательная подвижная игра, которая будет интересна детям абсолютно любого возраста. Игра улучшает координацию движений ребенка, развивает ловкость и глазомер

Разнообразные шнуровки

Музыкальная игрушка-вкладыш

Монтессори-материалы: тактильные таблички, цветные таблички, весовые таблички, шумовые коробочки, розовая башня, красные штанги, геометрические тела, блоки с цилиндрами

От 0 до 1 года

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

От 1 года до 2 лет

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

От 2 до 3 лет

Возрастные особенности
Тревожные признаки
Тесты развития ребенка

Портал системы образования

Единый государственный экзамен

Детские сады

Оценка образовательных результатов

Инновационная деятельность

ППЦ "Здоровье"

Центр информатизации образования

Портал системы образования

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Пожарная безопасность образовательных учреждений

Специальная линия "Нет коррупции"

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки