Тесты развития ребенка от 1 года до 2 лет

  1. Тест с кубиками

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Пока­жите ему, как поставить один ку­бик на другой, чтобы сложить баш­ню. Дайте ему возможность пост­роить башню самостоятельно. Ре­бенок в пятнадцать месяцев жиз­ни не тащит кубики в рот, не бро­сает кубики на пол, а выполняет в точности задание.

  1. Тест с геометрическими фигурами

Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каж­дой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячей­кой. Такую доску можно изгото­вить самим или приобрести в ма­газине. (Сейчас продаются геомет­рические конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)

Начинайте с самого легкого за­дания. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руки малыша: «Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой». Если ребенок вы­полняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Ви­дишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой». Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните дос­ку и скажите ему: «Вложи еще раз кружочек в отверстие, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребен­ка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга.

  1. Тест с пирамидкой

Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем по­просите его сделать такую же. В тече­ние нескольких минут воздержи­тесь от подсказки и наблюдайте за са­мостоятельной ра­ботой малыша.

Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пира­мидки и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хо­рошо, если он, заметив совершен­ную ошибку, устраняет ее, а не раз­рушает всю постройку.

Если все попытки являются неудачными, помогите ребенку: «Вот видишь, не получилось, не за­бывай, что сначала надо брать са­мое большое кольцо, затем по­меньше…»

В пятнадцать месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пира­мидки, но без учета их размера.

  1. Тест с предметами быта

В пятнадцать месяцев ребенок умеет выполнять множество дей­ствий с различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко рту; сам пьет из чашки.

  1. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)

Ребенок после года ходит само­стоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей.

  1. Тест с кубиками

Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических см и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как по­ставить один кубик на другой, что­бы сложить башню.

Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других).

Каждый раз наблюдайте за дей­ствиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.

В восемнадцать месяцев хоро­шим результатом для ребенка бу­дет умение построить башню из трех-четырех кубиков.

  1. Тест с геометрическими фигурами

Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, тре­угольника и квадрата.

Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой.

Ребенок в восемнадцать меся­цев обычно вкладывает круг пра­вильно, а на него накладывает две другие фигуры.

 

  1. Тест с пирамидкой

На глазах у ребенка рассыпае­те пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).

Наблюдаете за самостоятельны­ми действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообраз­ную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако следует иметь в виду, что, в сред­нем, малыш восемнадцати месяцев собирает пирамидку, но учесть пра­вильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамид­ку без учета размеров колец.

  1. Тест с предметами быта

Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки, носки, тапки, шапку; есть самосто­ятельно густую пищу ложкой.

  1. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)

В полтора года ре­бенок обычно может сам подниматься и спускаться по лест­нице, может нести с собой игрушки, пе­решагивает через палку, лежащую на полу.

  1. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук

Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию.

Ребенок полутора лет повторя­ет штрих, отдаленно напоминаю­щий прямую линию.

  1. Тест на оценку памяти

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.

Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти.

  1. Тест на оценку речевой сферы

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спро­сите его: «Что это?» В полтора года ребенок может назвать, как мини­мум, один предмет.

 

  1. Тест с кубиками
  • Используйте те же куби­ки размером 8 кубических см в количестве 10 штук.

Двухлетний ребенок мо­жет самостоятельно постро­ить башню из восьми куби­ков, а после показа — пост­роить поезд без трубы.

  1. Тест с геометрическими фигурами

Используя знакомую доску, ре­бенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может дости­гаться не сразу, ребенок может де­лать около четырех ошибочных проб.

  1. Тест с пирамидкой

При небольших подсказках ре­бенок справляется с заданием, пра­вильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед со­бой больше двух объектов.

  1. Тест с предметами быта

Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважи­ну, поворачивает ручку двери, на­жимает на кнопку звонка, «кормит» и баюкает куклу, возит машину, на­девает носки, туфли, штанишки.

  1. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)

Двухлетний малыш уже доста­точно хорошо владеет своим те­лом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; по­падает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы дос­тать игрушку.

  1. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук

В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрос­лым) повторить рисование верти­кальных и круглых линий.

  1. Тест на оценку памяти

Двухлетний ребенок может за­помнить и повторить примерно че­тыре действия. Попросите его вы­полнить несколько действий под­ряд: встать со стула, подойти к сто­лику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.

  1. Тест на словарный запас

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чаш­ку. Спросите его: «Что это?»

Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно.

  1. Тест на узнавание изображений по названию

Рассматривая с ребенком книж­ку, покажите ему картинки, изобра­жающие: кошку, собаку, хлеб, пету­ха, платье, ложку, яблоко. Спроси­те: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т. д.». Ребенок двух лет может пра­вильно указать на 5 картинок.

  1. Тест на называние изображений

Показываете ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, само­лет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, ло­шадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, кни­гу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» Три-четыре картинки ребенок называет правильно.

  1. Тест на понимание инструкций

Двухлетний ребенок выполня­ет три-четыре простых инструк­ции.

Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший ку­бик» и т. д.

Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует пони­мание ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет:

  • склонность к уединению;
  • избыточное качание всего тела;
  • постоянное отсутствие трево­ги при разлуке с родителями;
  • чрезмерную отвлекаемость;
  • частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, то обязательно обратитесь к специ­алистам по детской психологии.