Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

За прошедший период в организме ребенка произошли весьма существенные изменения, которые в основном носят количественный характер. Малыш заметно подрос, имеет довольно много зубов, научился ходить, самостоятельно есть, начинает активно разговаривать, у него появились привычки, наметились некоторые черты характера, наблюдаются самые разнообразные проявления эмоций. Все это свидетельствует о постепенном совершенствовании основных функций детского организма.

С  помощью родителей у ребенка на 3-м году жизни, помимо дальнейшего развития двигательной активности, будут развиваться внимание, память, речь. Вы увидите, как станет возрастать запас слов, появятся попытки применить грамматику. Если мышление 2-летнего ребенка носит предметно-действенный характер, то мышление 3-летнего малыша носит более отвлеченный характер, ребенок начинает фантазировать, используя свой жизненный опыт. Такой характер мышления позволяет с успехом воспитывать ребенка, применяя метод словесного внушения. Полезно использовать в качестве средства воспитания сказки, мультфильмы, детские книжки. Помните, когда ребенок слушает чтение взрослых, он не остается пассивным, а горячо и искренне переживает за судьбы героев книжки. Старайтесь обращать внимание малыша на положительные качества и поступки персонажей.

Мальчики в этом возрастном периоде ненамного опережают девочек. Показатели массы и длины тела и тех, и других почти одинаковы. На 3-м году жизни малыша детскую поликлинику надо посетить не менее 2 раз. Свои посещения поликлиники приурочьте к таким возрастным срокам малыша, как 2 года 6 мес. и 3 года. Хорошо, если день посещения врача совпадает с датой рождения малыша.

Возрастные особенности строения и функций внутренних органов и систем ребенка на 3-м году жизни примерно те же, что и в 2-летнем возрасте, за небольшим исключением. Так, у детей в возрасте 3 лет несколько реже частота дыхания (в 1 мин 27 дыхательных движений вместо 31), пульса (95— 112 ударов в 1 мин вместо  115). Кожа ребенка на ощупь такая же мягкая и бархатистая, а брови и ресницы имеют ту же длину, что и у взрослых. В костной системе появляются новые точки окостенения — в плечевой кости. На 3-м году жизни малыши имеют уже все молочные зубы, поэтому не пропустите этот период для начала профилактики болезней зубов. Приучите малыша полоскать рот после каждого приема пищи и чистить зубы на ночь и утром.

Развитие речи малыша на 3-м году жизни происходит на основе приобретенного ранее запаса слов, способности  ребенка  легко  подражать  слышимым  словам и  фразами.

В первые 6 мес. 3-го года жизни происходит и дальнейшее развитие восприятия окружающего мира. Если малыш обучен этому, то он может по образцу подбирать фигуры разной геометрической формы — шар, кубик, кирпичик, а также различать 4 цвета.

Большое значение имеет игра ребенка. В этом возрасте детская игра носит сюжетный характер. В игре ребенок отображает то, что видит в окружающей жизни. Роль родителей заключается в том, чтобы подсказать возможное усложнение игры. Самостоятельная игра ребенка, если его учили играть и умело руководили этим процессом, развивает ряд положительных качеств в   характере,   а  именно — самостоятельность,   инициативу, творчество, усидчивость. Когда малышу интересно, он может 15—20 мин подряд заниматься одной игрой. Можно показать ему, как строить дом, затем разместить в этом доме куклу или гараж для машин. После показа малыш может самостоятельно выполнить постройку из кубиков, назвать ее (дом, гараж и т. д.). В тех семьях, где родители проявляют к игре ребенка внимание, тем малыш лучше развивается, реже капризничает, он веселый, жизнерадостный, много смеется, легко вступает в контакт, проявляет устойчивый интерес к окружающему.

В первом полугодии 3-го года жизни ребенок способен аккуратно есть, самостоятельно одеваться, хотя завязать шнурки или застегнуть пуговицы еще не может. Эти навыки появятся позже, поэтому пока ему надо помогать.

К концу 3-го года с вашей помощью к имеющимся умениям ребенка прибавляются новые. Например, малыш может во время еды пользоваться салфеткой, не допуская размазывания пищи на подбородке или около рта, садиться за стол, вымыв руки без напоминания, не брать пищу руками, не есть с чужой тарелки. При укладывании на сон аккуратно складывать свою одежду в отведенное для этого место. Все эти навыки ребенка требуют постоянного контроля со стороны взрослых, так как они еще крайне  неустойчивы и легко могут исчезнуть. В этом возрасте уже можно воспитывать словами, не прибегая к показу.

Малыш в этом возрасте уже вполне может быть вежливым — благодарить после еды, охотно помогать в уборке квартиры, мытье посуды и т. п. Это начало трудового воспитания, поэтому всячески поощряйте желание малыша помочь кому-либо.

ПериодОсобенности
От 2 лет до 2 лет 6 мес.В этом возрастном периоде несколько замедляется темп физического развития ребенка: за полгода рост малыша может увеличиться всего на 3—4 см и масса тела на 1 кг. В то же время ребенок становится более выносливым, увеличивается работоспособность его нервной системы, поэтому ему разрешается бодрствовать по 6—6,5ч подряд Следует особенно внимательно подойти к организации такого длительного периода бодрствования. В противном случае нарушения режима дня, как и неправильные методы воспитания, могут стать причиной вспышек резкого возбуждения малыша, повышенной раздражительности, упрямства, капризов. Следовательно, перед родителями стоит очень важная задача — предупредить формирование негативных свойств в характере ребенка, способствовать закреплению положительного начала в поведении, уметь быстро нормализовать различные нарушения возбудимости нервной системы ребенка, т. е. обеспечить его уравновешенное поведение.
Дети к 2-2,5 годам постепенно овладевают грамматическими формами активной речи, предложения становятся более многословными.
С ребенком этого возраста можно вспоминать о чем-то, ранее ему известном, таким образом тренируется память малыша, умение восстанавливать в сознании свершившиеся события.
Обратите внимание, ребенок уже подбирает предметы 4 основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) по предъявляемому образцу («найди такого же цвета, как эта машина»). На первых порах помогите малышу справиться с этой задачей.
Значительное место в играх ребенка занимает отобразительная игра. Наблюдая за игрой детей этого возраста можно заметить отражение в ней отношений между родителями, некоторых черт их поведения.
У ребенка в этом возрасте можно и нужно вырабатывать терпеливость, умение спокойно ждать, если этого требуют обстоятельства. Основными способами регулирования поведения малыша должны быть речь взрослого, его словесные указания.
Дальнейшее совершенствование координации движений делает ребенка более ловким и подвижным, более самостоятельным в процессах кормления, одевания-раздевания, в игре на прогулке. Ходьба становится более ритмичной, малыш может подниматься по лестнице и спускаться с нее чередующимся, иногда и переменным шагом, легко перешагивает через препятствия на полу, на земле. Очень характерная черта в поведении ребенка этого возраста — стремление все сделать самостоятельно. Любое лишение его активности вызывают обоснованный негативизм в поведении, капризы, слезы. В таком случае правильнее будет предоставить ребенку самостоятельность, ласково подбодрить его, незаметно помочь, создать впечатление, что ребенок сам преодолел все трудности — сам оделся, разделся, сложил одежду, сам убрал игрушки, что-то принес, полил цветы, поставил посуду.
Деятельность ребенка в этом возрасте очень разнообразна. Игра детей может носить сюжетный характер, например куклу умывают, одевают, кормят, укладывают спать; заводят машины, нагружают их, везут, разгружают, ставят в гараж, играют в солдатики — выстраивают, стреляют, кричат «ура» и т. п. Очень полезно малышу играть с так называемыми дидактическими играми или игрушками (пирамидки, складные кубики, предметные лото, парные картинки).
В период самостоятельной деятельности ребенок не только играет, но и наблюдает. Наблюдение за окружающим может быть достаточно длительным — до 20 и более минут, если велика его заинтересованность. Малыш очень любит книжки, может самостоятельно рассматривать картинки в знакомых и незнакомых книжках. Любят они и слушать, когда им читают, поэтому родители должны обязательно уделять 20—30 мин ежедневно этому занятию.
Дети начинают рисовать с двух лет, сейчас можно и дальше развивать это умение. Надо познакомить ребенка с разноцветными карандашами, кисточкой, красками, затем обучить простым правилам пользования ими. Малыш в 2,5 года может проводить прямые и замкнутые линии.
От 2 лет 6 мес. до 3 летЗа этот период времени ребенок приобрел столько, сколько он уже не получит за любые последующие трехлетия жизни. Именно этим и отличается период раннего возраста — от рождения до трех лет.
Показатели физического развития характеризуют уровень развития малышей в возрасте трех лет. Мальчики могут иметь средний рост 95,7 см ± 3см, а массу тела 14 955г ± 1685г. Если учесть допустимые колебания в этих показателях, то максимальный рост мальчика может быть в пределах 99,4см, масса тела 16 640г, а минимальные цифры — 92.0 см и 13 270г.
Девочки в этом возрасте почти не отстают от своих сверстников. Так, средний рост девочки — 95,3 см ± 3,8 см, масса тела—14 850г ± 1 535г. Минимальны; и максимальные величины роста и массы тела девочек в данном возрасте почти такие же, как и у мальчиков, т. е. 91,5 см и 13 315 г, 99.1см и 16 385г соответственно.

Если у ребенка речь развита соответственно возрасту то он должен много говорить по разным поводам, строя уже сложноподчиненные предложения, задавая разнообразные вопросы. Словом, это уже интересный собеседник, и задача взрослых состоит в том, чтобы, речь ребенка становилась все более гибкой, совершенной.
Игры детей в этом возрасте очень занимательные, творческие. Часто ребенок в игре берет на себя какую-либо роль, выполняет определенное дело. Если игрушки в детском уголке подобраны соответственно возрасту, то малыш может играть довольно длительное время (до 30 мин). Купите ребенку наборы «Строитель», «Конструктор» и покажите, как ими пользоваться. После 6—7 показов он освоит игру и будет с удовольствием заниматься так называемой конструктивной деятельностью, сооружать различные постройки.
Дети в этом возрасте любят лепить из пластилина простые предметы (шарик, лепешка, колбаски, складывая из них грибок); рисовать несложные сюжеты (дорожка, «идет дождь», изображая его линиями или точками на бумаге) и т. п. Обучая ребенка лепке или рисованию, помните, что это очень полезные занятия для всеобщего развития малыша.
Малыш сам моет руки перед едой, сам ест, притом аккуратно, пользуясь салфеткой, сам одевается и раздевается, умеет застегивать и расстёгивать пуговицы и пряжки, завязывать и развязывать шнурки и поясок, самостоятельно играет, придумывая себе какую-либо роль на основе впечатлений от окружающей среды, может лепить и рисовать, любит слушать чтение книжек вслух и рассматривать их.
Если ребенок обладает всеми перечисленными умениями и навыками, вы можете быть уверены в правильности его воспитания и своевременности развития.

Этапы развития речи детей

Приблизит.
возраст
Название реакции
2 годаПытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай»).
2-3 годаУпотребляет местоимения, множественное число и прошедшее время.
2 годаПонимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями.
2 года 6 месяцевПовторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?».
3 годаПовторяет за взрослым двустишие, строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»